История кафедры

История кафедры «Машиноведение» берет свое начало с марта 2014 года. Именно в этот период произошла реструктуризация реорганизация кафедр «Детали машин» и «Теория механизмов и машин» и объединение в единую кафедру с новым названием «Машиноведение». Спустя два года в сентябре 2016 года к составу кафедры «Машиноведение» присоединилась еще одна кафедра "Сопротивление материалов".

Каждая из объединенных кафедр имеет свою большую интересную историю, научные достижения, труды и исследования, которые неразрывно связаны с историей Омского государственного технического университета. Начало было положено в тяжелые и трудные для страны военные годы. С первых дней Великой Отечественной войны Омск стал превращаться в один из крупнейших оборонных центров страны. Сюда было эвакуировано около 100 промышленных предприятий. Кроме того, Омская область, как и другие регионы Сибири, разместила у себя ряд высших учебных заведений, в том числе и Ворошиловградский (Луганский) вечерний машиностроительный институт (ВВМИ).


Сотрудники кафедры: Добровольский В.П., Бучаков Ю.В., Ястребов А.В., Мехаев М.Б., Советкин Ю.М. (верхний ряд, слева направо); Тарасов Л.И., Пахотин Е.И., Македонова И.И., Абакумов А.Н, Чернявский Д.И, Данков В.Л. (средний ряд, слева направо); Крупко Г.А., Еременко В.И., Кулаков А.А., Стихановский Б.Н., Захарова Н.В. (нижний ряд, слева направо).


Сотрудники кафедры на конференции (Тарасов Л.И., Еременко В.И., Кулаков А.А, Мехаев М.Б., Абакумов А.Н., Бельков В.Н., Балакин П.Д., Стихановский Б.Н. и др.)

16 октября 1941 года в стенах Ворошиловградского вечернего машиностроительного института прозвенел последний звонок. В декабре 1941 года в Омск с незначительной частью оборудования прибыли только два преподавателя – доцент Н.М. Безбородов, зав. кафедрой «Графика и начертательная геометрия» и кандидат технических наук С.А. Енгалычев, зав. кафедрой «Сопротивление материалов».

19 февраля 1942 года студенты приступили к учебным занятиям. Эту дату по праву можно считать днем рождения ОмГТУ.

16 ноября 1942 года Ворошиловградский вечерний машиностроительный институт был реорганизован в Омский машиностроительный институт (ОМСИ).

По уставу было предписано создать 18 кафедр. В число сформированных вошли такие кафедры как: сопротивления материалов, теории механизмов и машин, деталей машин, подъёмно-транспортных машин и другие.

Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР и Народного Комиссариата тяжёлого машиностроения СССР № 288/ 533 от 21.11.42 г. в структуре Омского машиностроительного института была организована кафедра «Теория механизмов и машин». Первым заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент Гопп Ю.А. Кроме него, на кафедре работали доценты Енгалычев С.А., Павлов В.А. и Полторанов И.А., которые вели дисциплины «Сопротивление материалов» и «Гидравлика». Курс «Теория машин и механизмов» полностью обеспечивал доцент Гопп Ю.А. С апреля 1946 г. ассистентом кафедры был принят Тышкевич В.А., закончивший вечернее отделение института.

В 1947 г. приказом Минвуза СССР № 1522 от 14.10.1947 кафедра «Теория механизмов и машин» была выделена в самостоятельное подразделение.

Кафедра «Детали машин и подъёмно-транспортные устройства ПТУ» образовалась в 1945 г. в составе кафедры «Технология машиностроения» для обучения студентов всех специальностей по дисциплинам: «Детали машин», «Подъемно-транспортные устройства» и «Гидравлика». Первый заведующий кафедрой – Елизар Саввич Лысенко (1945 – 1947 гг.).

В 1949 г. поступил в докторантуру при Институте Машиноведения (г. Москва) заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин» Гопп Ю.А.; ведение учебного курса «Теория машин и механизмов» было поручено Тышкевичу В.А.

В 1949 – 1951 г.г. на время пребывания Ю.А. Гоппа в докторантуре дисциплины кафедры ТММ были переданы на кафедру «Детали машин и подъёмно-транспортные устройства (ПТУ)», которой заведовал М.М. Фейгин.

Александров Г.А.
Асауленко А.П.
Бобылев В.В.

С 1949 по 1952 г.г. кафедра «Сопротивление материалов» вела курс металловедения, а с 1956 по 1964 г.г. в состав кафедры входила кафедра «Материаловедение».

После возвращения из докторантуры в 1951 г. кафедрой ТММ вновь заведует Гопп Ю.А., защитивший в 1953 г. докторскую диссертацию. Начиная с 1952 по 1954 г.г. на кафедру ТММ были переданы курсы высшей математики и теоретической механики. В период с 1952 по 1954 г.г. на кафедру ТММ были переданы курсы высшей математики и теоретической механики.

В 1955 г. на кафедре ТММ была открыта аспирантура, руководителем которой стал Гопп Ю.А. Под его руководством было выполнено 5 кандидатских диссертаций, научное направление которых связано с теорией автоматического регулирования динамических систем.

В 1956 г. приказом Минвуза СССР № 328 от 14.04.1956 г. кафедра была реорганизована и получила название «Теоретическая механика, ТММ и детали машин». К этому времени на кафедру были приняты ассистентом Сергеев П.В. и доцент Вялых В.А. (по совместительству), а в 1957 г. Абрамов Б.П. Эти три преподавателя полностью обеспечивали преподавание учебного курса «Теория механизмов и машин». На кафедре в момент её организации велись занятия по деталям машин и ПТУ, сопротивлению материалов, гидравлике.

С 1958 по 1960 гг. курс высшей математики был присоединён отдельной секцией к кафедре ТММ, а в 1960 г. из состава кафедры ТММ была выделена дисциплина «Теоретическая механика».

Студенты на занятиях по курсовому проектированию

В 1963 г. институт был переименован в политехнический, и в его структуре была предусмотрена кафедра «Теория механизмов и машин». В то время ею заведовал доцент В.А. Тышкевич, который с 1962 г. руководил аспирантурой. Основные исследования были направлены на разработку методов машинного исследования и проектирования механизмов и машин на ЭВМ. В этой области выполнено 8 диссертационных работ.

В том же 1962 г. кафедры «Детали машин» и «Гидравлика» объединились в одно самостоятельное подразделение – «Детали машин», а в 1974 г. «Гидравлика» определилась в самостоятельную секцию.

С 1960 по 1965 гг. прием студентов увеличился почти в 3 раза, соответственно вырос штат кафедры «Теория механизмов и машин», в состав которой уже вошло 10 штатных преподавателей.

С 1968 г. кафедрой заведует к.т.н., доцент Сергеев П.В., а с 1972 г.  заведующим кафедрой назначен к.т.н., доцент Тышкевич В.А.

С 1978 г. по 2014 г. – кафедрой заведует в начале к.т.н., доцент, а с 1994 г. после защиты докторской диссертации «Синтез механических передач с адаптивными свойствами» д.т.н., профессор П.Д. Балакин, который являлся заведующим кафедрой «Теория механизмов и машин» до 2014 г. После создания кафедры «Машиноведение» (включающую в свой состав первоначально кафедры «Теория механизмов и машин» и «Детали машин», а затем и кафедру «Сопротивление материалов») д.т.н., профессор П.Д. Балакин назначен на объединенную кафедру на должность заведующего кафедрой «Машиноведение».

В 70-е годы основные научные центры располагались в Москве, Ленинграде, в столицах Союзных республик: Киеве, Минске, Алма-Ате, в научных центрах Академии Наук СССР, там же функционировали Диссертационные Советы. Поэтому ОмПИ, как и другие периферийные вузы, широко использовал подготовку научных кадров через целевую аспирантуру. Были установлены устойчивые творческие связи с родственными кафедрами московских вузов, и прежде всего Московского станкоинструментального (Мостанкина), МВТУ им. Н.Э. Баумана, химического машиностроения (МИХМ), Ленинградских – политехнического ЛПИ и ЛИТМО, Новосибирского электротехнического – НЭТИ и некоторых других.

Добровольский В.П., Кулаков А.А.,
Тарасов Л.И. (слева направо)
Бельков В.Н., Кулаков А.А, Добровольский В.П.
(верхний ряд, слева направо)
Еременко В.И., Александров Г.А.
(нижний ряд, слева направо)

С течением времени квалифицированными кадрами пополнялся преподавательский состав кафедр (вошедших впоследствии в кафедру «Машиноведение»): окончив ОмПИ и начав работать на кафедре, основная часть преподавателей прошла целевое обучение в аспирантуре с защитой кандидатских диссертаций – Еременко В.И., Добровольский В.П., Мехаев М.Б., Бучаков Ю.В., Абакумов А.Н. в Мостанкине, Федоров С.А., Бродский А.В. в ЛПИ, в ОМПИ - Пахотин Е.И., на кафедре ТММ – Ленский М.Ф. в ЛПИ им. М.И. Калинина, Фёдоров Н.Н., Балакин П.Д., Прохоров В.П. в Мостанкине, Рязанцева И.Л. в ЛИТМО, ЛПИ им. Калинина, Парадев В.Д. и Волков А.В. в МИХМ.

За счет преподавателей кафедр успешно комплектовались другие кафедры: Телевной А.В., Ковалевский В.Ф., Григорьева В.Л. – кафедра технологии машиностроения; Колесников В.М. – кафедра обработки металлов давлением; Сердюк В.С., Штриплинг Л.О. – кафедра охраны труда; Федоров С.А., Бродский А.З. – кафедра автоматизации; Малков О.Б. – кафедра прикладной математики; Чернявский Д.И. – кафедра экономики; Кузнецов Б.К. – кафедра технологии металлов. Кафедры готовили высококвалифицированные кадры, постоянно направляли сотрудников в целевую аспирантуру.

Преподаватели кафедр регулярно повышали свою квалификацию на заводах и предприятиях г. Омска, в других ВУЗах страны. На кафедры приглашались высококвалифицированные специалисты читать лекции для студентов и преподавателей. В числе приглашенных были: профессор Мосстанкина Цейтлин Н.И., профессор МВТУ им. Баумана Иванов М.Н., профессор МАИ Пронин Б.А., профессор института машиноведения АН СССР Айрапетов Э.Л. и профессор Курганского машиностроительного института Ерихов М.Л.

На протяжении всех лет существования кафедры «Детали машин и ПТУ» преподавательский состав постоянно работает над совершенствованием лекционных курсов «Детали машин» и «Подъемно-транспортные устройства». Большой вклад в эту работу внесли ст. преподаватель Бобылев В.В., доценты Александров Г.А., Добровольский В.П., Еременко В.И., Бельков В.Н. и др.

Бобылев В.В. в период с 1955 г. по 1971 г. был признан одним из лучших лекторов и методистов института, являлся наставником молодых в те годы преподавателей: Добровольского В.П., Пахотина Е.И., Еременко В.И., Мехаева М.Б., Абакумова А.Н., Бучакова Ю.В. Отличался высокой требовательностью к себе, преподавателям и к студентам.

Не стояла на месте и научно-исследовательская работа кафедр. Она началась с появлением первых защит кандидатских диссертаций. На кафедре «Детали машин и ПТУ» под руководством доцента к.т.н. Ивангина М.Д. была выполнена первая научная работа по проектированию подвесок конвейеров.

Бучаков Ю.В., Абакумов А.Н. и др. (слева направо)
Кулаков А.А., Захарова Н.В. (слева направо)

С приходом на кафедру к.т.н., доцента Екатеринюка П.А. в 1968 году научно-исследовательская работа активизировалась. Под его руководством выполнялись работы по накатыванию резьб (завод Транспортного машиностроения). На протяжении длительного времени доцент Александров Г.А. выполнял работы по проектированию и исследованию модернизированных червячных передач. Результаты исследований внедрены на заводах г. Омска (Сибзавод и з-д Подъемных машин). Затем под руководством доцента к.т.н. Добровольского В.П. выполнялась работа для Союз ДорНИИ по проектированию испытательного стенда.

С 1972 по 1985 года были выполнены научно-исследовательские работы для организаций города: НИКТИ, шинной промышленности, НИИМКТ, завода им. Попова, ЦКБА, КБТМ, КБ ПО «Полет». По результатам исследований защитили кандидатские диссертации преподаватели кафедры: Еременко В.И., Мехаев М.Б., Абакумов А.Н., Бучаков Ю.В., Федоров С.А., Штриплинг Л.О. После защиты кандидатской диссертации В.И. Еременко на кафедре начались работы по исследованию и разработке волновых зубчатых передач.