- Новости
- Экономика ЖКХ в 2026 году: о причинах и последствиях роста тарифов, перспективах снижения платежей рассказали в ОмГТУ
Экономика ЖКХ в 2026 году: о причинах и последствиях роста тарифов, перспективах снижения платежей рассказали в ОмГТУ
Почему тарифы на ЖКХ продолжают расти, затрагивая бюджеты миллионов россиян, и как можно изменить эту тенденцию? Доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ Максим Мизя делится экспертным анализом причин проблемы, ее влияния на общество и экономику. Он обозначил реальные перспективы снижения платежей, раскрывая скрытые механизмы отрасли и пути к ее эффективному реформированию.
Основной причиной роста тарифов на услуги ЖКХ, по словам Максима Мизи, является накопленный износ инфраструктуры сетей и генерирующих мощностей, что проявляется в увеличении числа производственных инцидентов. Кроме того, относительно низкий технологический уровень части объектов не позволяет повышать производительность труда работников в соответствии с ростом заработной платы на рынке труда, что приводит к росту себестоимости услуг ЖКХ.
|
Максим Мизя, доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ: «Проблематика роста тарифов в отрасли возникла в результате трансформаций, связанных с приватизацией и незавершенными реформами 1990-х годов. В ходе этих процессов сформировались независимые производители энергии, однако потребители не получили полноценной возможности выбора поставщиков, что привело к монопольным тенденциям. В таких условиях оптимизация расходов и повышение качества услуг не всегда становятся приоритетом. В рыночной экономике либерального типа банки готовы выдавать кредиты под залог ликвидных активов, но специфика инфраструктуры ЖКХ ограничивает возможности изъятия объектов залога. В результате инвестиции покрываются за счет тарифов, что упрощает процесс, но требует от государства тщательного контроля эффективности вложений». |
После приватизации, отметил политехник, новые собственники компаний сфокусировались на получении прибыли от текущей деятельности, направляя ее на выплату дивидендов вместо инвестиций. С 2010-х годов государственные компании также распределяли в пользу бюджета значительную часть прибыли, что ограничивало ресурсы для развития. Однако в 2025 году наметились позитивные изменения: дивиденды некоторых компаний начали направляться обратно на инвестиции, а Генеральная прокуратура Российской Федерации инициировала анализ итогов приватизации с позиции развития предприятий новыми собственниками.
Основные существующие проблемы укладываются в несколько простых схем:
1) финансирование инвестиций за счет тарифов снижает ответственность компании за результаты вложения средств, так как не нужно отчитываться перед акционерами и кредиторами;
2) незавершенные реформы в сфере ЖКХ привели к отсутствию возможности выбора поставщика ресурсов, отсюда – слабость регулирования тарифов РЭК;
3) высокий уровень распределения прибыли на дивиденды как государственными, так и частными компаниями влечет за собой сокращения инвестиционного потенциала предприятий.
В настоящее время в Государственной Думе предложено расширить полномочия Федеральной антимонопольной службы для более тщательного контроля над тарифами в связи со слабостью их регулирования региональными энергетическими комиссиями. Также государство развивает деятельность Генеральной прокуратуры по работе с собственниками предприятий и пересматривает дивидендную политику ресурсоснабжающих организаций в целях направления прибыли на инвестиции. В комплексе эти меры способны увеличить инвестиции в обновление инфраструктуры за счет собственных средств предприятий, а не только повышения тарифов для населения.
Тем не менее для устойчивого снижения тарифов, подчеркнул эксперт, необходим системный пересмотр экономической модели ресурсоснабжающих организаций: либо доведение либерализации рынков до конца, либо возврат разрозненных компаний в единую структуру.
Технологическое развитие, включая возможность самостоятельной генерации энергии абонентами и интеграцию в умную сеть электроснабжения способствует доведению до конца либерализации рынка. Это позволит потребителям выбирать поставщиков и получать выплаты за децентрализованную генерацию, способствуя повышению эффективности и экологичности отрасли.

