Версия для печати

#ЛицаОмГТУ: о профессоре кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Александре Науменко

11.12.2025

Профессор кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Александр Науменко связал свою жизнь с Омским политехом еще в 1979 году. Он держал паяльник в руках еще в детстве, а теперь его разработки применяются на крупнейших предприятиях России и ближнего зарубежья. В интервью преподаватель поделился приятными воспоминаниями о студенчестве, научных достижениях и карьере.

#ЛицаОмГТУ: о профессоре кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Александре Науменко

Александр Петрович, расскажите про ваш жизненный путь. Как вы оказались в Омске?

Я родился в селе Каракога, это Северо-Казахстанская область. Рос в целинном совхозе Молодогвардейское. В 1979 году поступил в Омский политехнический институт. Я приехал подавать документы на специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Девушка в приемной комиссии стала меня расспрашивать о моих увлечениях, а потом вдруг предложила подать документы на специальность «Радиотехника». Конкурс и проходной балл туда были выше, но я рискнул и стал учиться на одной из престижнейших кафедр ОмПИ. Каково же было мое удивление, когда читать лекции по курсу «Физика» пришла эта самая девушка… Это была Калистратова Любовь Филипповна.

Выбор специальности был не случаен. Первый раз паяльник в руки я взял лет в шесть – у меня старший брат был радиолюбителем. К 9-му классу я уже паял и ремонтировал всякие усилители для местного вокально-инструментального ансамбля.

Чем запомнилось обучение в политехе?

Учеба была непростой – много математики, высокие требования. Заведующий кафедрой «Радиотехнические устройства» Александр Филиппович Плонский собрал молодой научно-исследовательский коллектив, к работе привлекали и студентов. С 1983 года кафедру возглавил Аржанов Валерий Андреевич. Помню нашу встречу на первом курсе – это был восторг: любовь молодого преподавателя к радиотехнике невозможно было не заметить, а еще поразило его сходство с известным актером Львом Дуровым, фото которого студенты принесли на следующую же лекцию.

Деканом был Александр Ильич Одинец, а его заместителем – Хадыкин Анатолий Михайлович. Благодаря последнему я побывал в стройотряде на строительстве установки «Ароматика» Омского НПЗ, на стройках в целинных совхозах Казахстана. А с Александром Ильичом я впервые встретился, когда пришел за разрешением на заселение в общежитие, и с тех пор мы не только дружим, но и вместе публикуем научные работы.

Как началась ваша исследовательская деятельность?

На третьем курсе к практическим работам меня приобщил Кабаков Михаил Федорович – тогда доцент кафедры, известный омский радиолюбитель, а затем и начальник радиочастотного центра Омской области. Я занимался настройкой генератора плавного диапазона для радиоприемника и изготавливал другие устройства. Одно из них – усилитель низкой частоты – работает до сих пор.

После четвертого курса меня привлек к исследованиям Юрий Григорьевич Долганёв, под его руководством я защитил диплом, связанный с разработкой пьезоэлектрического привода управлением подачи топлива газотурбинного двигателя. Появились первые статьи, выступления на конференциях… Это определило мою дальнейшую научную жизнь. 

Почему решили остаться в науке? С чего началась ваша трудовая деятельность в политехе?

После окончания института мне предложили остаться на кафедре, хотя я был распределен в Петропавловск на завод им. В. И. Ленина – получить открепление было непросто. На кафедре, выполняя работы в НИС, я начал заниматься разработкой аппаратуры для следящего спектрального анализа вибраций газотурбинных двигателей для моторостроительного конструкторского бюро им. Баранова.

Позднее мы стали сотрудничать с преподавателями МВТУ им. Н.Э. Баумана (сейчас – МГТУ им. Н.Э. Баумана) – они выразили готовность принимать в аспирантуру специалистов-радиотехников для развития измерительно-вычислительных комплексов и исследований крутильных колебаний, вибрации и быстропеременных процессов. Так в 1987 году я поступил туда в аспирантуру по специальности «Тепловые двигатели». Руководителем был Владислав Константинович Чистяков. Я продолжил развивать заложенные коллегами принципы исследовательской базы. Приятно, что мой вклад даже отмечен в книге «100 лет специальности "Двигатели внутреннего сгорания" в МГТУ им. Н.Э. Баумана».

Помните свои эмоции от защиты?

Я защитил кандидатскую диссертацию в 1991 году, она была посвящена теме «Разработка методики теоретических и экспериментальных исследований статистических параметров динамических процессов, характерных для ДВС». Помню, на встрече по случаю вручения диплома кандидата наук Валерий Андреевич подарил мне набор ручек, сказав: «Докторскую писать будешь…». В лихие 90-е такое напутствие казалось чем-то фантастическим, но ровно через двадцать лет он вновь поздравлял меня с успешной защитой, но теперь уже докторской диссертации – «Научно-методические основы вибродиагностического мониторинга поршневых машин в реальном времени». Его мудрость, опыт, педагогический талант, умение видеть в студентах перспективу проявились сполна.

В вузе вы прошли путь от ассистента до профессора. Какие вехи карьеры в Омском политехе хотелось бы выделить?

Работал на кафедре «Радиотехнические устройства» ассистентом, старшим преподавателем, на кафедре «Радиотехнические устройства и системы диагностики» в должности доцента. Вел курсы «Автоматизированные системы контроля качества и диагностики», «Автоматизированные системы научных исследований», «Микропроцессоры и ЭВМ в неразрушающем контроле», «Методы технической диагностики», «Радиоприемные устройства», «Радиоавтоматика», «Информатика», «Теория и методы мониторинга и диагностики».

В 2013 году был избран на должность профессора кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики», в 2020-м получил ученое звание профессора по научной специальности «Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий». Сейчас эта кафедра – мое основное место работы, руковожу направлением «Приборостроение» на бакалавриате и в магистратуре, аспирантурой по научной специальности «Методы и приборы контроля и диагностики материалов, изделий, веществ и природной среды». Уже подготовил 5 кандидатов технических наук, в настоящее время работаю с четырьмя аспирантами.

Был ли опыт работы вне университета?

Долгое время работал в Научно-производственном центре «Динамика». Занимал там множество должностей – от специалиста до руководителя сектора радиоэлектронных средств, начальника Учебного центра и лаборатории неразрушающего контроля, заместителя руководителя Независимого органа по аттестации персонала в области неразрушающего контроля. Был аттестован как специалист в области неразрушающего контроля III уровня по вибродиагностическому, акустико-эмиссионному, визуальному и измерительному методам, а также как эксперт в области промышленной безопасности.

В научные интересы тогда входило исследование методов диагностики и мониторинга технического состояния поршневых машин, включая поршневые компрессоры опасных производств, развитие методов и технологий акустико-эмиссионного контроля и мониторинга. 

Какие результаты своей работы считаете наиболее значимыми?

С 1995 г. началась разработка и внедрение систем мониторинга поршневых компрессоров на предприятиях нефтегазохимического комплекса России, Болгарии и Казахстана. В настоящее время на ряде предприятий в городах Омск, Ангарск, Астрахань, Ачинск, Бургас, Волгоград, Саратов, Сызрань, Ухта, Павлодар, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и других внедрено и эксплуатируется более 50 систем, которые контролируют свыше 150 поршневых машин опасных производств.

Также при моем участии было разработано и внедрено 5 систем КОМПАКС с подсистемами акустико-эмиссионного мониторинга на нефтеперерабатывающих заводах в Ачинске, Волгограде, Нижнекамске, Омске, Фергане.

Помимо этого, подготовлено 20 учебных изданий, более 200 научных публикаций, получено несколько патентов на способы диагностирования и контроля состояния, подготовлено несколько отраслевых и национальных стандартов, причем эти ГОСТы являются уникальными и не имеют аналогов в мире. Это свидетельствует об опережении уровня науки и техники в нашей стране по сравнению с зарубежными достижениями.

Что посоветуете современному поколению студентов и молодых ученых?

Нынешнему поколению могу дать только один совет: учиться, учиться и еще раз учиться… Необходимо развивать в себе способность получать новые знания, думать, анализировать, рассуждать, делать выводы, обосновывать и доказывать свою точку зрения. Основы этого закладываются в школе, проходят путь становления и развития в университете и являются надежной опорой, фундаментом успешной реализации идей и планов на всю оставшуюся жизнь. 



Возврат к списку