Дискуссионный клуб «Пища для ума»

2018 учебный год

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «Пища для ума»


ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

Секция «Диалектика свободы и ответственности в условиях культурной глобализации»

19 ноября на базе дискуссионного клуба «Пища для ума» кафедры «Философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета при поддержке Белозеровой Татьяны Игоревны и отца Романа Богатова была организована секция Омских областных Рождественских образовательных чтений Омской Епархии Русской Православной Церкви: «Молодёжь: свобода и ответственность». Работа секции имела ярко выраженный философский характер. Студенты проанализировали разнообразие подходов к пониманию сущности свободы и пытались выявить ее диалектическую связь с ответственностью.
Встречу открыло выступление первокурсников специальности «Таможенное дело»: Журбина Никиты Александровича, Контауровой Евгении Сергеевны, Токарева Павла Вячеславовича. Посредством разыгрывания сцены из философской драмы Иогана Гёте «Фауст. Пролог на небе» студенты в оригинальной форме проблематизировали круг вопросов, посвященных теме свободы. Путем анализа этого выступления участниками секции было заключено, что Бог создаёт человека свободно по образу Своему и наделяет его свободой воли, дабы он сам совершал выбор между добром и злом. По мнению выступивших студентов, доктор Фауст победил дьявола, ибо за человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Бог лишь направляет человека, но не принимает решения вместо него. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия.
В ходе начавшегося обсуждения темы свободы, участники констатировали необходимость точного определения понятия свободы. Студент второго курса радиотехнического факультета Вячеслав Александрович Дышлевский постарался исследовать историю вопроса, как понимали свободу представители различных философских школ и выступил с соответствующим докладом: «Проблема свободы: к истории вопроса». Вячеслав в своем сообщении особенно выделил позицию Н.А. Бердяева, который мыслил свободу онтологически (как Абсолют). Отец Роман в этой связи подчеркнул, что действительно, необходимо разграничить свободу абсолютную (поддерживающую духовное движение человека по направлению к Богу) и свободу мирскую, понимаемую, как отсутствие ограничений.
В контексте начавшейся дискуссии организаторами секции был предложен к просмотру небольшой телеспектакль по «Легенде о Великом инквизиторе» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», где великий писатель поднимает проблему соотношения свободы и ответственности. Анализ данного фрагмента романа показал, что Достоевский стремится передать идею, что иcтиннaя любoвь к людям вoзмoжнa пpизнaниeм выcшeй пpиpoды чeлoвeкa и выcшeгo его пpизвaния, c yвaжeниeм к личнocти и ee бecкoнeчным пpaвaм. Для изображенного им в легенде Beликoгo Инквизитopa, напротив, cyщecтвyeт лишь чeлoвeчecкoe cтaдo, cлaбocть кoтopoгo экcплyaтиpyeтся в дьявoльcкиx цeляx.
Участниками дискуссии было высказано предположение, что «Великий Инквизитор» - это метафора всего дьявольского и насильственного в современной культуре, что преграждает путь человека к абсолютной свободе. Студентки-второкурсницы Валяева Людмила Вячеславовна (радиотехнический факультет) и Федоренко Мария Андреевна (факультет транспорта, нефти и газа) заинтересовались вопросом о ценности свободы для современной молодежи и подготовили доклад: «Бегство от свободы» как всеобщий принцип постиндустриального общества». В своем докладе девушки отметили, что современная культура отвлекает людей от постижения смысла жизни, от вопрошания человека о своем бытии. Она перевернула ценности: человек молится вещам, деньгам, стремится к расслабленности и комфорту. Мысль о конформизме современного молодого человека была продолжена студентом третьего курса факультета информационных технологий и компьютерных систем Голубцовым Андреем Сергеевичем. В своем докладе: «Свобода быть собой: диалектика индивидуального и общественного» Андрей высказал предположение о тотальной обусловленности мирской жизни человека от общественных институтов.
Все вышесказанное позволило участникам дискуссии прийти к выводу, что искать подлинную свободу человеку необходимо в таинстве духовной жизни, то есть идти в направлении постижения свободы абсолютной. Студенты подчеркнули, что для достижения этой цели необходимо, в первую очередь ответственно относится к своей жизни и поступкам. Продлившаяся около четырех часов секция Омских областных Рождественских образовательных чтений была завершена словами русского философа Н.А. Бердяева: «Людям yгoтовaнo бoжecтвeннoe нaзнaчeниe, oни в cилax вынecти тяжecть cвoбoды и мoгyт вмecтить миpoвoй cмыcл. Личнocть чeлoвeчecкaя имeeт aбcoлютнoe знaчeниe, в нeй вмeщaютcя aбcoлютныe цeннocти, и пyтeм cвoбoды oнa ocyщecтвит cвoe aбcoлютнoe пpизвaниe».

Автор: Е.А. Цветухина



ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «Пища для ума»

26 апреля 2017 г. прошло пятое заседание дискуссионного клуба на тему "Тело в культурных практиках прошлого и настоящего".
Вместе с участниками заседания были выявлены характерные черты современного искусства, которые являет собой новые пространственные видения реальности, основанные на всепоглощающем телесном мироощущении. Участникам было предложено продолжить исследование современности в ключе феномена телесности, когда современная культура задает новое пространство, в котором ключевая роль отводится телу: «Придать плоти чуть-чуть сути» (С. Ежи Лец).

Дискуссия традиционно была представлена тремя смысловыми блоками: вступительным, авторским и дискуссионным.

Во вступительном блоке был заслушан доклад студента первого курса ФТНГ Яковлева Александра, в котором представил основные методологические подходы к анализу тела, а также выявил их недостатки в контексте современности. Александр сумел проявить тенденцию современной культуры – стремление реанимировать статус тела. Докладчик разграничил понятия «тело» и «телесность», понимая под последней созданные культурой в отношении тела нарративы. По мнению докладчика, в культуре необоснованно возвеличиваются только духовные начала, при этом телесность мыслиться как нечто низменное. Это приводит к неполной и искаженной картине реальности в исследованиях культуры и общества, поэтому необходимо исследовать механизмы формирования отношения к телесности со стороны различных культурных традиций.



Анализируя выступление докладчика, Екатерина Андреевна Цветухина отметила, что телесность создается той культурной ситуацией, в которой она существует. Если классическая философская традиция стремится абстрагироваться от чувственности, обратиться к чистому сознанию, лишенному пространственно-временных характеристик, то современная философская традиция, напротив, сосредоточивает свое внимание на теле и констатирует такие состояния тела, над которым сознание не властно: страх, шок, эйфория, боль.

Логика развернувшейся дискуссии привела к необходимости выявления того, каким образом современная культура формирует отношение к телесности. Преподаватель кафедры иностранных языков ОмГТУ Глеб Валерьевич Шихов предложил авторское видение этого вопроса применительно к рок-культуре. Автор в своем докладе «Тело в рок-культуре» показал, что современная культура, в том числе рок-культура, культивирует чувственность и в большей степени – боль, демонстрация которой становится смыслом творчества современных авторов. Причиняя боль себе, автор демонстрирует свое отношение к современности, противопоставляет себя популярным исполнителям, которые, наоборот, стремятся в своем творчестве завуалировать боль, скрыть ее.


Тематика вопросов и замечаний к докладчику показала, что современная культура пропитана некой соматической энергетикой. Главным способом восприятия мира становится сопереживание, включение субъекта в различного рода практики. При этом наблюдается даже неестественная потребность современного человека в создании ситуаций, когда телесность могла бы раскрыться и реализоваться искусственно.




Профессор кафедры ФиСК Андрей Викторович Нехаев предложил свое видение данного вопроса: он попытался раскрыть механизмы такой реализации телесности в медиаиндустрии. Вопрос об эстетических границах, области применения различного рода практик телесности в медиаиндустрии и их трансляции в массовой культуре – все это стало темой оживленной дискуссии, в которой приняли участие заведующий кафедрой «Психология труда и организационная психология» Мильчарек Т. П.; заведующий кафедрой ФиСК Мезенцев Е. А.; доцент кафедры ФиСК Макухин П. Г., доцент кафедры ФиСК Мосиенко Л. И., доцент кафедры ФиСК Федотова М. Г., преподаватель кафедры философии в ОмАУ Порошина А. М., ассистент кафедры ФиСК Кириченко Е. В., аспирант кафедры ФиСК Темерева Е. В., инженер кафедры ФиСК Гилмановва Р.Р., магистрант кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Кочнев Р. Л., студенты МСИ, ЭНИ, РТФ, ФТНГ, ФГО.
В конце дискуссии участники пришли к выводу о том, что современная культура трансформирует отношения к оппозиции «дух-тело». В отличие от традиционной культуры, сосредоточивавшей свое внимание на духовных началах, в современном мире первостепенная роль отводится телесности, а сама культура задает вектор ее развития. Участники дискуссии предположили, что в современности такой вектор должен сосуществовать с вектором развития духовности, когда оба из них не исключают друг друга, а наоборот – дополняя, раскрывая разные грани существования человека.



ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «Пища для ума»



23 марта 2017 года на базе кафедры «Философия и социальные коммуникации» ФГО ОмГТУ состоялось четвертое заседание дискуссионного клуба на тему "Эстетика в контексте современности: к вопросу о суждениях вкуса".
Фактически оно явилось продолжением предыдущей встречи, на которой обсуждалось смысловое поле любви (отчасти в контексте искусства). Поэтому четвертое заседание дискуссионного клуба прошло как концептуальное решение спора «эстетика vs искусство».
Несмотря на то, что эстетика – предельно элитарная наука, требующая специальной подготовки и эрудиции, тем не менее, каждый обыватель, включенный в культурную традицию, испытывал эстетический опыт. Проблема, однако, состоит в том, что предметы эстетического созерцания на сегодняшний день трансформировались до неузнаваемости. Но при этом сохранилось чувство эстетического в человеке. Как разрешить это противоречие?
Логика ведения дискуссии традиционно была подчинена трем смысловым блокам: вступительному, авторскому и дискуссионному.
В рамках вступительного блока перед аудиторией выступила Темерева Елена Валерьевна, аспирант кафедры ФиСК. Она представила свой доклад «Роль Канта в становлении эстетики как философской науки», в котором очертила предметное поле эстетики, ввела в контекст традиционные эстетические категории, проблематизировала разговор об антиномии вкуса.



«Современное искусство транслогично», – озвучила свою позицию организатор проекта, ст. преподаватель кафедры ФиСК Екатерина Андреевна Цветухина.



«Оно выходит за рамки бинарной логики, расширяя горизонт своей предметности. Искусство в его традиционном понимании сегодня невозможно, потому что место прекрасного заняли новые «шок-ценности»: новизна, интенсивность, необычность: «в качестве пограничных явлений эстетического в современном искусстве выступают «абсурдное, безобразное, болезненное, непристойное, низменное, омерзительное, отталкивающее, политическое, бросающее в дрожь, ужасное, шокирующее», – продолжила Е.А. Цветухина.



Жемчужиной данной встречи, несомненно, стало выступление нашей гостьи, омского философа, специалиста в области эстетики и философии культуры, доцента кафедры истории, философии и права ОмГПУ Краснояровой Натальи Георгиевны, которая в рамках второго, авторского, блока заседания клуба выступила со своим докладом «Авангард в контексте философии искусства».



Наталья Георгиевна подчеркнула в своем выступлении, что искусство – это не сфера логики, это сфера переживания. Причем такого переживания, которым хочется поделиться с окружающими. Отсюда, продолжая размышления Иммануила Канта, Наталья Георгиевна выводит важный критерий искусства – всеобщность чувства удовольствия от созерцаемого предмета. В этом смысле искусство существует со времени рождения человечества. Другое дело, что оно диалектически развивается соответственно тому типу мышления и культуры, который доминирует в тот или иной момент истории. Так, современное искусство подчеркивает геометрию города и вещей, окружающих человека: дома, мебель, гаджеты и пр. Современное искусство стремится использовать минимум средств для выражения максимума смысла и содержания. Современное искусство стремится проблематизировать реальность, что называется «развопросить» вопрос. В качестве иллюстрации, Наталья Георгиевна продемонстрировала работы своего ученика, омского современного художника Дамира Муратова, в которых ярко выражен названный выше концепт.
Анализ демонстрационного материала постепенно перерос в оживленную дискуссию о мере эстетического в техниках традиционного и современного искусства, что являлось третьим, заключительным блоком дискуссионного клуба.



Заведующий кафедрой «Психология труда и организационная психология» Мильчарек Т. П. отметил, что сферы искусства и эстетики не могут пересекаться, это две параллельные прямые до тех пор, пока искусственно не будет создан общий дискурс, который принимает форму философии искусства. Дело искусства – техника исполнения, выражения. Дело эстетики – анализ переживаний, выявление категорий и меры, в которых выражены эти переживания. Профессор кафедры ФиСК Бернацкий В. О. подчеркнул, что мерой эстетического в любом искусстве выступает его нравственное содержание.




Заведующий кафедрой ФиСК Мезенцев Е. А. проанализировал искусство поп-арт и подытожил, что мерой эстетического в современном мире выступает вкус элиты, но не следует путать элиту и современную «тусовку», мнящую себя элитой. В дискуссии также приняли участие: доцент кафедры ФиСК Макухин П. Г., доцент кафедры ФиСК Колмакова Е. А., доцент кафедры ФиСК Федотова М. Г, доцент кафедры ФиСК Соломина Н. В., преподаватель кафедры философии в ОмАУ Порошина А. М., преподаватель кафедры иностранных языков Шихов Г. В., ассистент кафедры ФиСК Кириченко Е. В., магистрант кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Кочнев Р. Л., студенты ФТНГ, МСИ, ЭНИ, РТФ, ФГО.



По итогам работы клуба, организаторы констатировали глубину проблем, связанных с обнаружением эстетического в современной культуре. Однако, несмотря на субъективность в отношении вкусов и трактовок феномена эстетического, в рамках клуба был озвучен примиряющий тезис: «В многообразии современной культуры каждый творец, работающий в свойственной ему манере, найдет свое место и своего почитателя»!
Организаторы дискуссионного клуба благодарят участников за проявленный интерес к заседаниям и приглашают всех желающих на следующее заседание, которое будет посвящено выявлению многообразия форм телесности и их выражению в современной массовой культуре: «Тело в культурных практиках прошлого и настоящего».



ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
«Пища для ума»


20 февраля 2017 года на базе кафедры «Философия и социальные коммуникации» ФГО ОмГТУ состоялось третье заседание дискуссионного клуба, который является интеллектуальной площадкой для дискуссий, посвященных философской и общественной проблематике.
Тема встречи - «Смысловое поле любви в современной реальности». Из всех феноменов бытия человека, пожалуй, только в любви и через любовь человек становится человеком. Именно поэтому в рамках этой встречи была предпринята попытка философско-методологического анализа этого феномена - любви. Данная тема оказалась интересна достаточно широкой аудитории. Так, участниками философского заседания стали доктор философии (PhD), доцент Папского университета Иоанна Павла II в Кракове (Польша) Марчин Годава; д.ф.н., профессор, зав. кафедрой теологии и МК, декан социально-гуманитарного факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Зайцев Павел Леонидович; настоятель Владимиро-Ольгинского прихода ОмГТУ, старший преподаватель кафедры АСОИУ ОмГТУ отец Роман Николаевич Богатов; к.ф.н., доцент, зав. кафедрой ФиСК ОмГТУ Мезенцев Евгений Анатольевич; к.ф.н., зав. кафедрой ПТиОП ОмГТУ Мильчарек Тадэуш Петрович; д.ф.н., профессор кафедры ФиСК ОмГТУ Бернацкий Владилен Осипович; д.ф.н., профессор кафедры ФиСК ОмГТУ Нехаев Андрей Викторович; д.ф.н., профессор кафедры ФиСК ОмГТУ Карабыков Антон Владимирович, к.ф.н., доцент кафедры ФиСК ОмГТУ Мосиенко Лилия Ивановна; к.ф.н. доцент кафедры ФиСК ОмГТУ Колмакова Евгения Александровна; к.ф.н., ст. преподаватель кафедры ФиСК ОмГТУ Цветухина Екатерина Андреевна; к.ф.н., преподаватель кафедры философии, истории, экономической теории и права факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ОмГАУ Порошина Анна Михайловна; преподаватель кафедры иностранных языков ОмГТУ Шихов Глеб Владимирович, преподаватель кафедры ФиСК ОмГТУ Кириченко Елена Владимировна; аспирант кафедры ФиСК Темерева Елена Валерьевна; магистрант кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Кочнев Роман Леонидович, а также студенты МСИ, ЭНИ, РТФ.
В рамках заседания были сделаны три доклада: Андрей Викторович Нехаев выстроил свои размышления на философско-методологической основе. Он предпринял попытку диспозитивного анализа любви как диалектики разума и чувств человека. Лилия Ивановна Мосиенко рассмотрела феномен любви в философско-историческом аспекте. Научно-исследовательский интерес к проблеме любви был проявлен со стороны магистранта кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» Романом Кочневым, выступившим с докладом о сущности любви, которая, по мнению докладчика, в современном обществе переродилась в официоз и социальную функцию.
Научные размышления докладчиков вызвали горячую дискуссию, что позволяет говорить о желании и необходимости дальнейшего изучения феномена любви с точки зрения академического дискурса. Участники заседания отметили доброжелательную атмосферу, располагающую к научным размышлениям и плодотворной работе дискуссионного клуба.





ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «Пища для ума»
6 декабря 2016 года на базе кафедры "Философия и социальные коммуникации" ФГО состоялось второе заседание Философского дискуссионного клуба, посвященное столетию со дня Октябрьской революции «Судьба России в эпоху глобальных перемен». Данное мероприятие оказалось в фокусе внимания Омской Епархией Русской Православной Церкви и прошло в рамках проведения регионального этапа ежегодного церковно-общественного форума «Международные Рождественские образовательные чтения».
В работе клуба приняли участие студенты и преподаватели ОмГТУ: отец Роман Николаевич Богатов, настоятель Владимиро-Ольгинского прихода ОмГТУ, старший преподаватель кафедры АСОИУ; Евгений Анатольевич Мезенцев, заведующий кафедрой «Философия и социальные коммуникации»; Тадэуш Петрович Мильчарек, заведующий кафедрой «Психология труда и организационная психология»; Алексей Владимирович Сушко, профессор кафедры «Отечественная история»; Андрей Викторович Нехаев, профессор кафедры ФиСК , Петр Геннадьевич Макухин, доцент кафедры ФиСК; Екатерина Андреевна Цветухина, старший преподаватель кафедры ФиСК; студенты ЭНИ, ФГО ОмГТУ.

В ходе дискуссии рассматривались вопросы:
• феномен технического и его роль в истории России;
• религиозное и научное мировоззрения: к вопросу о диалоге;
• духовные основы русской революции;
• религиозное мировоззрение и коммунистический атеизм;
• истоки и смысл русского коммунизма;
• к вопросу о национализме: сущность и проблематика;
• Великая Октябрьская социалистическая революция в контексте проблемы самобытности России;
• основные направления и проекты будущего России;
• русский человек в эпоху надвигающихся перемен;
• русская религиозная философия о роли революции в истории и культуре России;
• к философии неравенства: проблема свободы человека в истории России;
• феномен мировоззренческой безопасности в контексте Русской идеи.
Кафедра "Философия и социальные коммуникации" благодарит всех участников Философского дискуссионного клуба за участие и поддержку и приглашает на следующее заседание.
Особую благодарность выражаем Татьяне Игоревне Белозеровой, руководителю сектора по работе с учреждениями высшего и среднего профессионального образования Отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, за предоставленные фотоматериалы (ссылка на источник: http://sofia-sfo.ru/node/10554).



ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «Пища для ума»



Всемирной организацией ЮНЕСКО третий четверг ноября объявлен всемирным днем философии. Этот день отмечают более чем в 70 странах-членах ЮНЕСКО во всем мире!
В России этот праздник отмечают с 2003 года. В этот день проводятся региональные конференции и заседания, круглые столы, философские кафе, встречи с деятелями искусства, выставки книг и пр. Темы для дискуссий – актуальные вопросы философии.
Не остался в стороне этого события мирового масштаба и Омский государственный технический университет. На базе кафедры «Философия и социальные коммуникации» были открыты двери философского дискуссионного клуба «Пища для ума» для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кому интересны философские дебаты.
Философский дискуссионный клуб – это интеллектуальная площадка для дискуссий, посвященных философской и общественной проблематике.
Первое заседание, которое состоялось 17 ноября 2016 г. в аудитории кафедры ФиСК (7-211), было решено начать разговор с вопроса о сущности философии. Каждый фундаментальный философ, несмотря на то, что, безусловно, полагал философию смыслом своей жизни, все же считал необходимым ответить на один, казалось бы, легкий вопрос: Что такое философия?
Заявленная проблематика была раскрыта в рамках двух дискуссионных блоков. Первый был посвящен демаркации философского и частнонаучного знания. Обсуждение было предварено докладом доцента кафедры ФиСК Макухиным П.Г. об объективных основаниях существования философии в ее отношении к науке: «Проблема внутреннего и внешнего отношения философии к науке в целом». Несмотря на регламент, развернулась длительная дискуссия вокруг следующих вопросов: Является ли философия наукой? Почему философия заслужила славу матери наук? Каковы границы философского познания? Существуют ли точки пересечения философии и науки? Возможна ли «полезная философия»? Существует ли специфический философский язык?
В рамках второго дискуссионного блока «Будущее мировой философии и философии в России» прозвучало выступление профессора кафедры ФиСК Нехаева А.В.: «О чем думают современные философы». Студенты совместно с преподавателями обсуждали следующие вопросы: Обречена ли философия в России быть компаративистской? Почему европейская философия является эталоном философствования? Можно ли говорить о гибели западной философии по мере набирающего обороты европейского кризиса? Существует ли философия в России? Можно ли говорить о русской религиозной мысли как о самобытной русской философии? Каковы дальнейшие пути развития философии в России?
Состоявшаяся дискуссия была настолько интенсивной и оживленной, что запланированный третий блок философского дискуссионного клуба, в рамках которого студенты желали высказать свое мнение о стратегии преподавания философии в техническом ВУЗе, пришлось перенести на следующее заседание.
Организаторы философского дискуссионного клуба «Пища для ума» приглашают всех желающих.

Следующее заседание дискуссионного клуба, посвященное столетию со дня Октябрьской революции «Судьба России в эпоху глобальных перемен» состоится 6 декабря на кафедре ФиСК в ауд. 7-211 в 10.00.